Вашему вниманию предлагается периодическое издание – электронный научный журнал «Современные проблемы науки». В журнале отражаются результаты новейших исследований в области гуманитарных, физико-математических и экономических наук, причем как фундаментального, так и прикладного характера.
Редакция журнала нацелена на активное привлечение к сотрудничеству как именитых авторов, так и талантливых начинающих ученых, из всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных читателей и авторов к сотрудничеству.
Проблема насилия в школе начала волновать педагогов и психологов с начала 20 века, а сегодня буллинг стал темой научных конференций, статей, исследований и различных проектов.
Американский социолог Р.Мертон, основываясь на теории Э. Дюркгейма о аномии (нарушение ценностно-нормативных систем социальных групп и личности с неэффективностью социально-правовых норм), проанализировал причины роста преступности и насилия в американском обществе и сделал выводы от том, что независимо от сформированной классовой структуры общества, от его политического, экономического и иного развития, уровень концентрации антисоциального поведения будет возрастать, если выполняются условия:
- в обществе правит идеология, ставящая некие маркеры успеха, заведомо общие для целого населения, превыше всего (в американском обществе Роберт Мертон отнёс к ним власть и богатство);
- основная часть населения не имеет практически никаких легальных способов для достижения целей, определенных данными маркерами.
Усиливающееся социальное неравенство, стремление к «американской мечте» как доминирование отражается как в зеркале и в российском школьном образовании, воспроизводя ситуацию социально-психологического дискомфорта, неверия в свои силы, неуспехом в удовлетворении потребностей у представителей малообеспеченных слоёв населения. Позиции в обществе узаконены и передаются по наследству, образуя сословия, формирование которых и образование социальных барьеров не допускает реализацию устремлений получения качественного образования, что приводит, по мнению Р. Мертона, к отклоняющемуся (девиантному) поведению, повышает агрессивность и способствует криминализации общества.
Социальные изменения в России в конце 20 – н. 21 века привели к изменению функций института семьи. Экономическая ситуация 90-х, когда условием физического выживания стало увеличение рабочего времени родителей и уменьшение продуктивного времени общения в семье, ослабило внутрисемейные связи. В это же время школа как социальный институт вынуждена была отказаться от присущей ей функции воспитания, сведя обязанности лишь к обучению.
В связи с отсутствием или снижением финансирования до минимума закрывались подростковые комнаты клубы, детские кружки, дворовые клубы, пионерские лагеря. Время школьников и подростков перестало быть наполненным и занятым, а общение и социализация подрастающего поколения полностью копировало поведение из средств массовой информации, где проповедовалось насилие и агрессия как залог успешности и достижения благополучия в реальной жизни, изменение «старых советских» на ценности «общества потребления».
Агрессия, проявляемая со стороны подростков - ответная реакция на существующую конфликтогенную среду современного российского общества.
В России ежегодно около 30% в среднем молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в различной форме.
Наиболее часто встречаются конфликты между учениками начальной школы, возникающие в рамках проявления конкуренции по отношению друг к другу, особенно в связи с возрастающей физической активностью, а также определенная часть возникающих ситуаций связана с применением педагогами техник «группового» воздействия на ненормативное поведение стороны конфликта.
По информации органов исполнительной власти субъектов РФ, которая предоставляется ежеквартально, ежегодно на единый номер детского телефона доверия поступает более 900 тысяч обращений, причём более 50% из них - от детей и подростков.
За январь-ноябрь 2023 года на номер детского телефона доверия поступило более 700 тысяч обращений от детей и родителей, из них звонков от детей и подростков – 50%. Наиболее распространенными видами обращений остаются: отношения со сверстниками (более 44,8% от числа обращения несовершеннолетних), детско-родительские отношения (более 25,9%), вопросы, которые связанные с профориентацией и обучением (более 9,8%) и проблемы суицида (более 2,4%).
Согласно официальной статистике, в Росси больше половины детей (57 %) сталкивались с буллингом, при этом 1/3 учащихся стараются никак и никому не рассказывать об этих случаях. Данные цифры были озвучены уполномоченным при президенте России по правам ребенка Анной Кузнецовой:
« …то есть, основная беда этой проблемы, травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма и желания увидеть, что ребенок страдает по какой-либо причине. Это может обернуться очень большой бедой», — говорит она».
Большинство фактов насилия фиксируется в школе по окончании занятий или во время перемены и анализируя локализацию конфликтов по ареалам, можно разделить на:
- непосредственно за территорией школы - более 20% случаев;
- в классе (при отсутствии учителя) - более 20 %;
- в школьном дворе - 20%;
- в холле либо коридоре школы - менее 20%;
- в туалете - около 10%.
Буллинг (травля) - это физическое и психическое насилие, перманентная агрессия по отношению к личности, сопровождающаяся принуждением и запугиванием. Может проявляться в виде как физической, так и психологической агрессии между детьми (учителями) по отношению к ученику (учителю), а также между учениками, родителями и администрацией.
Д. Олвеус (норвежский исследователь буллинга) даёт определение термину «буллинг» как стереотипу взаимодействия в группе, при котором индивид неоднократно и определённое время подвергается намеренному причинению вреда себе или некомфортному отношению к себе со стороны другого индивидуума или группы людей.
Оценивая шкалу проявления насилия и агрессивности, можно сказать о неоднородности возраста школьников в группах. Наиболее выраженный пик конфликтности в 6-11 классах - у учащихся 6-х классов. Затем отмечается некоторый спад конфликтности, которая возрастает к 8-9-м классам, но не достигает пика конфликтности подростков шестых классов. Более низкий уровень насилия в 10-11 классах можно объяснить завершением пубертатного периода, взрослением, изменением стоящих перед ними жизненных задач.
Отличительные признаки буллинга:
1. Если при обычном конфликте возможно выйти из ситуации, то при буллинге происходит длительное систематическое агрессивное воздействие на ребёнка (школьника, подростка) с возможным временным периодом в несколько лет.
2. Травля всегда проводится целенаправленно, намеренно в соответствии с агрессивным состоянием инициатора буллинга.
3. Основными составляющими в подстрекательстве при буллинге являются: беззащитность ребенка в данной ситуации и власть обидчика (буллера).
Вербальный буллинг - наиболее частый тип травли и его жертвами становятся более 60% учащихся. В меньшей степени подростки склонны проявлять по отношению к своим сверстникам физическую и киберагрессию (флейминг - публичные оскорбления и споры в интернете, троллинг - размещение в интернете провокационных сообщений, хейтинг - негативные сообщения и комментарии, беспредметная критика в адрес конкретной особы или явления).
По половой принадлежности, чаще становятся жертвами физической травли дети мужского пола, а также - инициаторами (мальчикам более свойственно выступать в роли инициатора социальной агрессии).
Такое же распределение ролей характерно и для кибертравли: буллеры - ребята - подростки, а девочки - школьницы - периодически выступают с агрессией в интернет - пространстве.
Как правило, зачинщики травли - это один или два человека и если они являются лидерами группы, то остальные участники группировки становятся их последователями, так как: боятся быть на месте жертвы, не имеют собственной инициативы, не умеют сопереживать, не желают выделяться из «толпы», мечтают иметь хорошие отношения с лидером травли и т.д.
В группу «жертв буллинга» могут попасть:
- страдающие от одиночества и замкнутые, пугливые, застенчивые дети;
- склонные к депрессивному состоянию, имеющие негативный жизненный опыт;
- имеющие дефекты, необычную внешность;
- одаренные и «дети-отличники»;
- смирившиеся с насилием (как в семье, так и за её пределами);
- школьники, которые не могут из-за своей деликатности или психологических затруднений не дать себя в обиду;
- часто болеющие и соответственно, мало проводящие время в коллективе сверстников.
Школьный буллинг рассматривается во всём мире как серьёзная педагогическая проблема. Естественно, невозможно искоренить сам процесс, но необходимо предпринимать меры для профилактики его наиболее опасных последствий. Грамотное руководство школьным образовательным процессом, сотрудничество и согласие в учительском коллективе, лигитимная иерархия
(взрослые как группа обладают силой и полномочиями) создает среду с твердыми рамками и ограничениями агрессивного, неприемлемого поведения.
Выводы. Необходимо признать наличие проблемы как таковой, озвучив серьёзные последствия для всего общества. Общеобразовательные учреждения нуждаются в создании квалифицированных психологических служб, школьных служб примирения, обучающих семинарах и вебинарах для родителей и учителей. Решить проблему буллинга в образовательной среде возможно только общими усилиями всего гражданского общества.
Пристатейный список:
1. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psy.su/feed/10376/?ysclid=lw4zojbd3f883125804
2. Потапова Л. В. Насилие в школе как социальная проблема. Таврический научный обозреватель № 6(11) июнь 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/06/40-Potapova.pdf
3. Сизова И.Л. Социологическая теория о причинах насилия в школе. Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 374–380 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2012_6(1)/62.pdf
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польского С.М. Червонной. М.: Логос, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1B56w8ozzYN6P2Ge25Ix2K-2p5aXQgy4Y/view
5. Драганова О.А., Пономарёва Я.В., Давыдова Т.Н. Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах. – Липецк: ГОБУ Центр «СемьЯ», 2022 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--48-mlc2ax2eva.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/bulling-metodrekomendaczii-dlya-klassnyh-rukovoditelej.pdf
6. Сизова И. Л., Егорова Н. Ю. Насилие в школе и проблемы семьи. // Социологические исследования. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа Verstka_45-176.indd (isras.ru)
7. Штомпка П. Социальное изменение как травма. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf
8. Лэнгле А. Что движет человеком. Экзистенциально аналитическая теория эмоций. 5 издание. - М.: Генезис, 2018. С.185-208.
9. Филатова В. О., Бутовская М. Л., Калиниченко О. В. Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя //Вопросы психологии. - 2018. -№.2.-С.-27-41.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://eddesignmag.com/research/wp-content/uploads/2021/12/shkolnyj-bulling-proyasnenie-ponyatij_krivczova-svetlana-vasilevna-.pdf
10. Информационно-аналитический отчет «Обеспечение предоставления экстренной анонимной психологической помощи детям и родителям по детскому телефону доверия в круглосуточном режиме во всех субъектах Российской Федерации».[Электронный ресурс] Режим доступа: https://fond-detyam.ru/upload/iblock/38e/1yykjnlsbnwevrjp4ygdl6wo3kkxfgdc/Informatsionno_analiticheskiy-otchet-_Obespechenie-predostavleniya-ekstrennoy-anonimnoy-psikhologicheskoy-pomoshchi-detyam-i-roditelyam-po-detskomu-telefonu-doveriya-v-kruglosutochnom-rezhime-vo-vsekh-subektakh-Rossiyskoy-Fe.pdf
11. Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В., Хазанова М.А., Пчелинцева Д.Н. Безопасность школьной среды - формирование буллинга. /Психологическая газета – май.2023 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psy.su/feed/11222/
Библиографическая ссылка
Баник Я.В. БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/science/ru/214-1013 (дата обращения:
21.11.2024).