Вашему вниманию предлагается периодическое издание – электронный научный журнал «Современные проблемы науки». В журнале отражаются результаты новейших исследований в области гуманитарных, физико-математических и экономических наук, причем как фундаментального, так и прикладного характера.
Редакция журнала нацелена на активное привлечение к сотрудничеству как именитых авторов, так и талантливых начинающих ученых, из всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных читателей и авторов к сотрудничеству.
В настоящее время российское общество постоянно ощущает новые вызовы. Они объективно обусловлены рядом таких факторов, как активно проводимой в государстве модернизации всех общественно-экономических сфер, стремительным внедрением цифровых технологий в жизнь общества, огромным давлением санкций коллективного Запада, проводимой нашим государством СВО, и, как следствие, проблемы интеграции новых регионов в образовательное пространство России, а также иными угрозами и ситуацией внезапного появления разнообразных факторов нестабильности. Все эти перечисленные современные условия социально-экономического и политического развития государства приобретают особе значение для пересмотра и изменения государственной политики в сфере образования.
Одним из ключевых направлений государственной политики становится повышение качества образования. В России с 2019 года началась реализация Национального проекта «Образование», направленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, о чем 7 мая 2018 г. Президент РФ издал специальный Указ № 204. В связи с этим, был разработан и утвержден протоколом от 3 сентября 2018 г. №10 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, паспорт национального проекта «Образование».
Согласно Протоколу заседания президиума Совета, при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектом от 22.03.2017 г. № 3 Минпросвещения России с 2018 года определено ответственным исполнителем госпрограммы «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 25.11.2023)). Программа реализуется посредством использования механизмов проектного управления. Для всех уровней образования были намечены основные направления (подпрограммы) развития. Проектный раздел программы в 2022 году включал мероприятия таких федеральных проектов нацпроекта «Образование», как: «Современная школа»; «Успех каждого ребенка»; «Цифровая образовательная среда»; «Искусственный интеллект»; «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и другие, а также нацпрограмм: «Цифровая экономика Российской Федерации»; «Демография»; «Культура»; «Наука и университеты».
Так, например, Смоленская область включилась в проектную деятельность Национального проекта «Образование» с 2020 года. В рамках реализации проекта за период с 2020 года по 2024 год в нашем регионе были созданы следующие субсидиарные сущности:
-в рамках проекта «Современная школа» построена новая школа на 1100 мест в микрорайоне Соловьиная роща, 5 школьных Кванториумов в городе Смоленске и Вязьме, 191 центр «Точка роста», Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, оснащены мастерские в 5 образовательных организациях для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья;
-в рамках проекта «Успех каждого ребенка» отремонтированы 23 спортивных зала, 16 открытые спортивные площадки, созданы 16 спортивных клубов, Региональный модельный Центр дополнительного образования детей, 1 мобильный Кванториум, Региональный центр выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи Смоленской области «Смоленский Олимп», 1048 новых мест дополнительного образования детей;
-в рамках проекта «Молодые профессионалы» оснащено 35 мастерских в 8 учреждениях среднего профессионального образования Смоленской области, Центр опережающей профессиональной подготовки;
- в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» создан центр IT-куб, оснащено 320 образовательных организаций в городе и области. Обновленная инфраструктура образовательных организаций позволит обеспечить качественное образование позволяющее раньше других увидеть новые горизонты научного, технического, экономического, культурного и иного развития, этим обеспечить выигрыш в глобальной конкуренции. Национальный проект - это не разовая мера, а долгосрочная государственная политика в сфере образования. В настоящее время инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. Значимость образования вызвана взаимозависимостью между системой образования и развитием общества. Ввиду этого статус государства определяется интеллектуальным потенциалом страны, а образованность нации выступает основой прогресса страны. Система образования — один из самых важных элементов общественной жизни, потому что является основой для формирования качества человеческих ресурсов для функционирования отраслей общественного производства. По этой причине главной ценностью в развитии сферы образования обладает четко выстроенная система управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, как основа реализации государственной политики в данной области. Важнейшая цель российской государственной политики в сфере образования — это обеспечение высокого качества образования на основе сохранения их фундаментальности и соответствия современным потребностям личности, общества и государства.
Пристатейный список:
1. Стенограмма Заседание Совета по науке и образованию. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/70473 (дата обращения: 07.12.2023).
2. Встреча с Советом законодателей. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71047 (дата обращения: 07.12.2023).
3. Стенограмма. Послание Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2023г. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71047 (дата обращения: 07.12.2023).
4. Руденко, Я. А. Приоритетные направления государственного управления образовательной сферой / Я. А. Руденко. — Текст: непосредственный // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы III международной научно-практической конференции. — Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2016. — С. 279–285. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237 (первоначальный текст). с изм. и доп. в ред. от 14.03. 2020 г.
5. Бабайцева, В. В. Особенности реализации государственной политики в сфере образования РФ / В. В. Бабайцева. — Текст: непосредственный // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 15. — С. 101–108.
6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1 (ч.II). Ст.375. с изм. и доп. в ред. от 25.11.2023.
7. Пешков, Р. О. Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки / Р. О. Пешков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 577-584. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108829/ (дата обращения: 14.12.2023).
8. Рахинский, Д. В. Глобальное образование: отечественные аспекты проблемы / Д. В. Рахинский. — Текст: непосредственный // Научно-информационный журнал армия и общество. — 2015. — № 3(46). — С. 122–126.
9. Трашкова, С. М. Федеральная госпрограмма «Развитие образования» на 2018–2025 годы: общая характеристика и основные положения / С. М. Трашкова / — Текст: непосредственный // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 17–19 апреля 2018 года. Том Часть I. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. — С. 61–63.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817. ред. от 21.07.2020
11. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст.2902. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 г. — Текст: электронный // Правительство РФ:: [сайт]. — URL: https://docs.google.com/viewer?url=http %3A %2F %2Fstatic.government.ru %2Fmedia %2Ffiles %2F7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
12. Указ Президента от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства» //Собрание законодательства Российской Федерации.2017 № 23, ст.3309.
13. Указ Президента от 25.04.2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» //Собрание законодательства Российской Федерации.2022. № 18. ст.3052. с изм. и доп. в ред. от 20.07.2023.
14. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. ст.4884.
15. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации.2021. № 42. ст.7157/
Библиографическая ссылка
Андреев Роман Александрович К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/science/ru/214-1014 (дата обращения:
21.11.2024).